Об утверждении региональной программы  «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
в Кемеровской области – Кузбассе»

№ 162-р
Дата подписания: 02 апреля 2021
Дата опубликования: 06 апреля 2021

1

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от « 2 » апреля 2021 г.  № 162-р

 г. Кемерово

 

 

Об утверждении региональной программы

«Снижение доли населения с доходами

ниже прожиточного минимума

в Кемеровской области – Кузбассе»

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 № 326 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения ниже прожиточного минимума»:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Кемеровской   области – Кузбассе».

2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию) Ващенко С.Н. и на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития) Цигельника А.М.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 

 

 

 Первый заместитель Губернатора

 Кемеровской области - Кузбасса -

      председатель Правительства

  Кемеровской области - Кузбасса                                                  В.Н. Телегин

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Кемеровской области – Кузбасса

от 2 апреля 2021 г. № 162-р

 

 

Региональная программа

«Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума

в Кемеровской области – Кузбассе»

 

Паспорт региональной программы 

«Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума

в Кемеровской области – Кузбассе»

 

Наименование региональной программы

Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Кемеровской области – Кузбассе (далее – региональная программа)

Исполнители региональной программы

Министерство труда и занятости населения Кузбасса;

Министерство социальной защиты населения Кузбасса;

Министерство культуры и национальной политики Кузбасса;

Министерство образования и науки Кузбасса;

Министерство здравоохранения Кузбасса;

Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса;

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса;

Министерство цифрового развития и связи Кузбасса;

Министерство финансов Кузбасса;

Министерство туризма и молодежной политики Кузбасса;

Министерство физической культуры и спорта Кузбасса;

Министерство строительства Кузбасса;

Министерство транспорта Кузбасса; Министерство угольной промышленности Кузбасса;

Министерство промышленности и торговли Кузбасса;

 

Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса;

Департамент лесного комплекса Кузбасса;

Администрация Правительства Кузбасса

правление по взаимодействию с организациями финансового рынка);

Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области - Кузбассу (по согласованию);

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (по согласованию);

Главное управление Министерства внутренних дел России по Кемеровской области (по согласованию);

 Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области – Кузбассу (по согласованию)

Цели региональной программы

Снижение уровня бедности в два раза на период до 2030 года;

обеспечение темпа устойчивого роста реальных доходов граждан

Задачи региональной программы

Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;

развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;

развитие системы социального контракта

Целевые показатели (индикаторы) региональной программы

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

рост реальной заработной платы

Сроки реализации региональной программы

2021 - 2030 годы

 

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов, повышение адресности предоставления мер социальной поддержки, содействие занятости; 

сокращение в два раза доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к 2030 году

I. Общие положения

 

Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Кемеровской области – Кузбассе» (далее – региональная программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на решение вопросов в области обеспечения устойчивого роста реальных доходов населения и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Региональная программа содержит целевые показатели для реализации региональной программы (приложение 1) и план мероприятий по достижению целевых показателей (приложение № 2)

Общее методическое руководство работой по реализации региональной программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

С целью обеспечения работы рабочей группы по разработке и реализации региональной программы (далее – рабочая группа) сводную информацию по показателям результативности работы, реализации региональной программы формирует уполномоченный орган исполнительной власти по координации работы по разработке и реализации региональной программы на основе данных, предоставленных исполнителями региональной программы.

Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал, с целью анализа текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения региона, мониторинга исполнения региональной программы и оценки ее эффективности или для внесения в нее изменений.

Мониторинг выполнения региональной программы осуществляется в соответствии с показателями реализации региональной программы (приложение 1) и на основании плана мероприятий (приложение 2) к региональной программе, а также ежегодно утверждаемого плана-графика реализации региональной программы по форме согласно приложению 3 к региональной программе.

Исполнители региональной программы представляют информацию в ответственный орган исполнительной власти по координации работы по разработке и реализации региональной программы:

ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за квартал по форме согласно приложению 4 к региональной программе;

ежегодно до 25 января года, следующего за отчетным годом, - отчет по результатам мониторинга реализации региональной программы за год по форме согласно приложению 4 к региональной программе.

Ответственный орган исполнительной власти по координации работы по разработке и реализации региональной программы:

направляет  информацию о реализации региональной программы в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа месяца,  следующего за отчетным кварталом; по итогам года - не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом;      

обеспечивает размещение отчета о реализации региональной программы на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; по итогам года - не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.      

 

II. Анализ текущей ситуации

 

   1. Информация о социально-экономическом развитии региона

 

Экономика Кузбасса является одной из наиболее развитых среди регионов как Сибирского федерального округа, так и Российской Федерации.

Структура экономики Кузбасса имеет выраженную сырьевую направленность. На долю добычи полезных ископаемых приходится 27,6% объема валового регионального продукта, на долю обрабатывающих отраслей – 14,6%. Суммарный удельный вес оптовой и розничной торговли, а также услуг в сфере транспортировки, хранения, связи и здравоохранения, социальных услуг достигает 24%.

В 2019 году валовой региональный продукт Кемеровской области – Кузбасса составил 1055,8 млрд. рублей, что на 0,3% выше уровня 2018 года. 

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области – Кузбасса в 2019 году составили                                 162 564,4 млн. рублей (55,1 тыс. рублей на душу населения), что на 5,4% ниже, чем в 2018 году. Снижение, главным образом, связано со снижением поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.

Объем поступлений по налогу на прибыль организаций за 2019 год составил 49 842,6 млн. руб., что на 25,3% меньше уровня 2018 года, что связано с резким сокращением финансовых результатов угледобывающих предприятий в условиях снижения мировых цен на уголь.
          В 2019 году на развитие экономики и социальной сферы области (включая оценку по малым предприятиям и неформальному сектору экономики) направлено 297,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 8,8% больше уровня 2018 года.

Основная доля инвестиций (53,3%) направлена на развитие угледобывающей отрасли. В развитие обрабатывающих производств направлено 11,2%, в транспортировку и хранение – 10,6%.

Основные фонды в экономике (по полной и учетной стоимости) на конец 2019 года составили 1 642,7 млрд. рублей, что на 157,6 млрд. рублей, или на 10,6% , больше уровня 2018 года.

В 2019 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом в текущих ценах составил                 1728,7 млрд. рублей. Объем промышленного производства увеличился  на 2,8% к уровню 2018 года.

Структура промышленного производства в 2019 году сложилась следующим образом:

добыча полезных ископаемых – 54,8%;

обрабатывающие производства – 38,3%;

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 5,6%;

водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация загрязнений – 1,3%.

В 2019 году индекс производства по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» составил 100,5% к 2018 году. Основным видом продукции является уголь. Его доля в общем объеме добычи полезных ископаемых составляет 98,9%. Добыто 249,4 млн. тонн угля (в том числе   72,8 млн. тонн коксующегося), что на 2,4% меньше уровня 2018 года (добыча угля коксующихся марок возросла на 7,1%).

По итогам 2019 года доля Кемеровской области в общем объеме добычи угля в России составила 56,8%, в том числе каменного – 69,8%.

В обрабатывающих производствах объем выпуска промышленной продукции в 2019 году вырос на 9% к 2018 году. В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимает металлургическое производство (37,3%), производство кокса и нефтепродуктов (23,4%), производство химических веществ и химических продуктов (11,8%).

В 2019 году индекс промышленного производства в целом по металлургии достиг 111%. Сегодня Кузбасс обеспечивает производство 12,8% общероссийского объема стали, 11,9% чугуна, 11,7% проката черных металлов, 64% ферросилиция, 63% железнодорожных и 100% трамвайных рельсов.

Индекс производства кокса и нефтепродуктов составил 100,1% к      2018 году. Доля Кемеровской области в производстве кокса и полукокса из каменного угля в Российской Федерации составила 20,2%.

За 2019 год  индекс промышленного производства химических веществ и химических продуктов составил 97,4% к 2018 году. Удельный вес Кузбасса в общероссийском объеме производства минеральных и химических удобрений составил 3,3%, пластмассы в первичных формах – 0,4%.

В 2019 году отмечено снижение индекса производства по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» на 1,5%.

Суммарный удельный вес сельского, лесного хозяйства, охоты и рыбоводства в общем объеме валового регионального продукта по итогам 2019 года составил 2,3%.

Важнейшие отрасли сельского хозяйства Кемеровской области – Кузбасса: растениеводство, животноводство. В растениеводстве основными видами деятельности являются производство зерна, масла семян, картофеля и овощеводство.

Животноводство специализируется на разведении крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы. Объем производства составил                           25,6 млрд. рублей. Доля региона в объеме производства животноводческой продукции России в 2019 году – порядка 1%.

Доля объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в Кемеровской области – Кузбассе, в общем объеме сельскохозяйственной продукции в целом по России составляет 0,86% мяса, 0,97% молока, 2,4% яиц.

На потребительском рынке Кузбасса отмечается позитивная динамика. Оборот розничной торговли вырос за 2019 год на 1,6%, общественного питания – на 4,2%, объем платных услуг, оказанных населению, – 0,6%.

Розничный товарооборот в 2019 году сложился в объеме                   402,5 млрд. рублей (151,0 тыс. рублей на душу населения), в 2018 году –                      376,6 млрд. рублей (140,3 тыс. рублей на душу населения). В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48%, непродовольственных товаров – 52%.

В 2019 году оборот общественного питания достиг 22,1 млрд. рублей.

Оказано платных услуг населению в объеме 126 млрд. рублей.
В структуре объема платных услуг сохраняется преобладание доли коммунальных и телекоммуникационных, транспортных и бытовых услуг (в суммарном значении – 64,2%).

Демографическая ситуация по итогам 2019 года продолжала характеризоваться депопуляционными процессами. Численность населения по состоянию на 01.01.2020 составила 2657,9 тыс. человек, снизившись за 2019 год на 16,4 тыс. человек, или на 0,6%.

Сокращение численности населения обусловлена снижением рождаемости и миграционной убылью населения.

В 2019 году численность родившихся составила 24 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2018 годом на 9,6%. Численность умерших составила 37,9 тыс. человек, снижение на 2,2%.

Миграционная убыль населения Кемеровской области составила         2,5 тыс. человек. Миграционный поток (сумма прибывших и выбывших) в 2019 году по сравнению с 2018 годом сократился на 8,5% (на                       13,4 тыс. человек), при этом число прибывших сократилось на 5,1%, выбывших - на 11,7%.

Суммарный коэффициент рождаемости Кузбасса снизился с 1,762 в 2012 году до 1,4 в 2019 году и характеризуется как суженный режим воспроизводства населения.

С 2014 года основной уровень рождаемости в Кемеровской области поддерживается за счет вторых и последующих рождений.

В 2019 году в Кузбассе ожидаемая продолжительность жизни составила 69,78 года. Ожидаемая продолжительность жизни в среднем растет на 0,45 года с сохранением более высокой продолжительности жизни женщин (в 2019 году мужчин - 64,32 года, женщин - 75,11 года, в 2018 году мужчин - 63,66 года, женщин - 74,88 года).

Постепенное повышение общеустановленного пенсионного возраста положительно повлияло на показатели численности трудоспособного населения. Так, доля населения в трудоспособном возрасте на 01.01.2020 повысилась на 1,0% и составила 55,3% (на 01.01.2019 – 54,3%). На            1000 жителей трудоспособного возраста в 2019 году приходилось                808 человек нетрудоспособного возраста (в 2018 году - 842 человека), что свидетельствует о снижении демографической нагрузки на население трудоспособного возраста.

В 2019 году в органы службы занятости населения Кемеровской         области – Кузбасса за содействием в поиске подходящей работы обратилось 74,9 тыс. человек (на 9% больше, чем в 2018 году), официальный статус безработного получили 49,8 тыс. человек (на 7% больше, чем в 2018 году).

Численность официально зарегистрированных безработных на       01.01.2020 составила 18,2 тыс. человек, что на 14% меньше, чем в предыдущем году. Уровень зарегистрированной безработицы составил       1,4% численности рабочей силы. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в среднем за год составил 5,5% численности рабочей силы.

Заявленная работодателями региона потребность в рабочей силе
на 01.01.2020 составила 30,3 тыс. человек, коэффициент напряженности –    0,6 незанятых граждан на 1 вакансию.

В 2019 году трудоустроено 47 тыс. граждан, ищущих работу
(на 10% больше, чем в 2018 году), из них 61% – безработные. Получили государственные услуги по профессиональной ориентации –                        69,4 тыс. человек, психологической поддержке – 10,8 тыс. человек, социальной адаптации на рынке труда – 12,9 тыс. человек. Приступили к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования 5,9 тыс. безработных граждан, незанятых пенсионеров и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до         3 лет.

По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше в     2019 году составила 1220,4 тыс. человек, что по сравнению с 2018 годом на 17,7 тыс. человек меньше. За тот же период численность безработных по методологии МОТ снизилась на 10,1 тыс. человек  и  составила                    70,8 тыс. человек.

Уровень занятости в 2019 году составил 55,6%, что ниже на                 0,5 процентного пункта показателя годичной давности.

По итогам 2019 года среднедушевые денежные доходы населения Кузбасса сложились в размере 24 886 рублей, что на 7,4% выше, чем в       2018 году.

При тенденции к увеличению денежных доходов на душу населения за период с 2017 по 2019 год в Кузбассе также отмечается постепенное увеличение темпов роста реальных доходов населения. Индекс реальных денежных доходов на душу населения за 2019 год составил 101,1%. В                           2019 году реальные располагаемые денежные доходы составили 100,6% к уровню 2018 года.

Структура денежных доходов в 2019 году сложилась следующим образом:

оплата труда – 62,8%;

социальные выплаты – 26,7%;

доходы от предпринимательской деятельности – 5,4%;

доходы от собственности – 4,0%;

прочие денежные поступления – 1,1%.

Таким образом, основным источником денежных доходов населения Кузбасса является заработная плата. Соответственно, динамика денежных доходов населения Кузбасса находится в непосредственной зависимости от колебаний ее уровня, которые в рассматриваемый период фиксировались следующим образом.

Номинальный размер среднемесячной заработной платы в Кузбассе в 2019 году составил 41 770 рублей и вырос на 9,9% по сравнению с уровнем 2018 года.

Наибольшее увеличение зарплаты отмечено в строительстве (прирост 17,9%), образовании (10,9%), оптовой и розничной торговле (10,4%).

Наиболее высокая заработная плата концентрируется в сфере научных исследований и разработок, где среднеобластной показатель превышен
в 1,6 раза, добычи полезных ископаемых – в 1,5 раза, финансовой и страховой деятельности – в 1,3 раза.

В 2019 году уровень среднегодовой инфляции в регионе составил 5,5%. Рост номинальной заработной платы опередил рост инфляции, в результате чего реальная заработная в 2019 год в Кузбассе увеличилась на 4,2% по сравнению с уровнем 2018 года.

Средний размер назначенных пенсий в области по состоянию на
01.01.2020 составил 14901 рубль. Реальный размер назначенных пенсий в Кузбассе по состоянию на 01.01.2020 увеличился на 3% к соответствующему периоду 2019 года.

Численность пенсионеров в Кузбассе на 01.01.2020 уменьшилась на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила          853,7 тыс. человек.

Размер величины прожиточного минимума в среднем за 2019 год составил в расчете на душу населения – 10066 рублей, в том числе для трудоспособного населения – 10670 рублей, для пенсионеров – 8142 рубля, для детей – 10438 рублей.

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума в 2019 году составило 247,2%.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в 2019 году составило 391,5%.

Соотношение среднего размера назначенных пенсий и величины прожиточного минимума пенсионера в 2019 году составило 188,3%.

В 2019 году в Кузбассе наблюдался рост задолженности по заработной плате. По состоянию на 01.01.2020 просроченная задолженность по заработной плате в организациях региона (без субъектов малого предпринимательства) составила 156,1 млн. рублей перед 3963 работниками и по сравнению с 01.01.2020 выросла в 1,9 раза.

Просроченная задолженность образовалась из-за отсутствия у организаций собственных средств.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате, образованной на 01.01.2020, 71% приходится на задолженность перед работниками предприятий, занятых добычей и обработкой угля, 19% - перед работниками предприятий обрабатывающих производств, 5% - перед работниками строительных организаций, 4% - перед работниками сельскохозяйственных предприятий, 1% - перед работниками сферы образования.

Из 11 организаций, имевших на 01.01.2020 просроченную задолженность по заработной плате, 8 – организации-банкроты с общей суммой долга 127,7 млн. рублей (81,8% от общей суммы задолженности).

 

            2. Информация о ситуации с бедностью в регионе

 

Население Кемеровской области на 01.01.2020 составило                2 657,9 тыс. человек, из них за чертой бедности – 363,5 тыс. человек, или 13,6%, что на 1,3 процентного пункта выше среднероссийского уровня (таблица 1).

В органах социальной защиты населения Кузбасса в 2019 году в качестве малоимущих состояли на учете и получали меры социальной поддержки 76,4 тыс. человек (в том числе 71,9 тыс. человек – граждане трудоспособного возраста, 4,4 тыс. человек – пенсионеры), что составило 20,4% от общей численности малоимущего населения области.

Основную долю малоимущих граждан составляют семьи, воспитывающие детей. Количество многодетных семей, состоящих на учете в управлениях социальной защиты населения как малоимущие, составляет: на 01.01.2018 – 16 тыс.; на 01.01.2019 – 15,8 тыс.; на 01.01.2020 – 16 тыс.

 

Таблица 1

 

Доля населения с денежными доходами ниже величины  прожиточного минимума от общей численности населения, процентов

 

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Российская Федерация

13,4

13,2

12,9

12,6

12,3

Кемеровская область

15,7

15,8

14,9

13,9

13,6

 

За последние годы наблюдается перераспределение населения Кемеровской области из низкодоходных групп в группы с более высоким доходом.

Если в 2015 - 2018 гг. многочисленная группа населения (19,0% в    2015 году, 20,5% в 2018 году) имела доход от 19000 до 27000 рублей в месяц, то в 2019 году наибольшая группа населения (21,8%) имела доход от       27000 до 45000 рублей в месяц (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Распределение населения по величине среднедушевых

денежных доходов, процентов

 

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год1

Все население,

100

100

100

100

100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей в месяц

 

 

 

 

 

До 7000,0

8,9

8,4

7,1

6,4

5,0

7000,1 - 10000,0

11,7

11,9

10,9

10,2

8,8

10000,1 - 14000,0

16,7

17,3

16,8

16,0

14,9

14000,1 - 19000,0

17,8

18,4

18,5

18,2

18,0

19000,1 - 27000,0

19,0

19,4

20,2

20,5

21,3

27000,1 - 45000,0

17,8

17,5

18,7

19,9

21,8

45000,1 - 60000,0

4,7

4,3

4,7

5,2

5,9

Свыше 60000,0

3,4

2,8

3,1

3,6

4,3

1 Предварительные данные

 

Доходы 10% наиболее обеспеченной части населения Кемеровской области - Кузбасса в 2019 году в 10 раз (коэффициент фондов, таблица 3) превысили доходы 10% наименее обеспеченной части населения (по Российской Федерации – в 15,4 раза).

Таблица 3

Коэффициент фондов

(коэффициент дифференциации доходов), раз

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год1

Российская Федерация

15,5

15,5

15,4

15,6

15,4

Кемеровская область

11,5

10,6

10,2

10,4

10,0

 

1 Предварительные данные

 

В 2019 году минимальные доходы 10% самой богатой части населения Кубасса превысили максимальные доходы 10% наименее обеспеченной части населения в 5,1 раза, степень социального расслоения несущественно сократилась по сравнению с 2018 годом (децильный коэффициент,
таблица 4).

 

Таблица 4

Децильный коэффициент, раз

 

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год1

Российская Федерация

7,1

7,1

7,0

7,1

7,1

Кемеровская область

5,7

5,3

5,2

5,3

5,1

 

1 Предварительные данные

 

При этом в 2019 году на долю пятой части наиболее обеспеченного населения Кузбасса приходилось 42,1% общего объема денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченного населения – 6,8% (таблица 5). Дифференциация денежных доходов за 2019 год незначительно изменилась, и распределение по 20-процентным группам осталось практически таким же, как и в 2018 году.

 

Таблица 5

Распределение общего объема денежных доходов

по 20-процентным группам населения, процентов

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год1

Денежные доходы

 

 

 

 

 

всего

100

100

100

100

100

в том числе по 20-процентным группам населения:

 

 

 

 

 

первая группа (с наименьшими доходами)

6,3

6,6

6,7

6,7

6,8

вторая группа

11,2

11,5

11,6

11,5

11,7

третья группа

16,0

16,2

16,3

16,3

16,4

четвертая группа

22,9

23,0

23,1

23,0

23,0

пятая группа наибольшими доходами)

43,6

42,7

42,3

42,5

42,1

 

1 Предварительные данные

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов, таблица 6), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, в 2019 году уменьшился на 0,006 и составил 0,350 (по Российской    Федерации – 0,411), что является положительным моментом и означает более равномерное распределение доходов среди населения.

Таблица 6

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

 

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год1

Российская Федерация

0,412

0,412

0,411

0,413

0,411

Кемеровская область

0,369

0,358

0,353

0,356

0,350

 

1 Предварительные данные

 

Анализ уровня и структуры бедности Кемеровской области – Кузбасса на основе данных автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» позволил выявить следующее.

По оперативным данным, по состоянию на 01.11.2020 в органах социальной защиты населения в качестве малоимущих состояли на учете и получали меры социальной поддержки 99527 человек (в том числе           95736 человек – граждане трудоспособного возраста и 3791 человек – пенсионеры), из них:

58,6% - относятся к «очень бедным», нуждающимся в особых мерах социальной поддержки (соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составляет до 0,5);

24,1% - относятся к «бедным» (соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составляет от 0,5 до 0,8);

17,3% - относятся к «умеренно бедным» (соотношение среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума составляет от 0,8 до 1,0).

При этом наибольшее количество малоимущих граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения за мерами поддержки (рис.1), проживает в Кемеровском городском округе (18,3 %, или 18219 человек), Новокузнецком городском округе (14,3%, или 14269 человек), Прокопьевском городском округе (7,4%, или 7375 человек), наименьшее количество – в Краснобродском городском округе (0,4%, или 415 человек).

 

Рис. 1. Численность малоимущего населения Кемеровской области – Кузбасса в разрезе муниципальных образований, человек

 

Рассматривая структуру глубины бедности в разрезе муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, можно отметить, что наибольшее число малоимущих граждан категории «очень бедные» проживают в Новокузнецком муниципальном районе – 78,9%, Ижморском муниципальном округе – 74,6% (рис. 2).

Рис. 2. Структура глубины бедности в Кемеровской области – Кузбассе

                  в разрезе муниципальных образований, процентов

 

3. Информация об имеющихся в регионе мерах социальной поддержки

В Кемеровской области – Кузбассе меры социальной поддержки классифицируются по следующим категориям:

меры социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов;

меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот;

меры социальной поддержки безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях);

меры социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов;

меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);

меры социальной поддержки жертв политических репрессий;

меры социальной поддержки малоимущих граждан.

Система социальной защиты населения Кемеровской области - Кузбасса основывается на соблюдении принципов адресности и нуждаемости.

Повышение уровня жизни населения Кемеровской области - Кузбасса, повышение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам и инвалидам боевых

действий, членам их семей, поддержка и защита материнства и детства – основные направления социальной политики Кемеровской области - Кузбасса.

В Кемеровской области - Кузбассе в полном объеме обеспечена реализация мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, и действует широкий спектр региональных мер социальной поддержки, направленных на повышение жизненного уровня как социально незащищенных категорий граждан, так и наиболее заслуженных жителей региона.

Право на получение социальной поддержки на основании действующего законодательства имеют около 1/3 жителей Кемеровской области - Кузбасса.

Федеральным льготникам (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, участники локальных войн, жители блокадного Ленинграда, бывшие малолетние узники фашистских лагерей, инвалиды, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию), численность которых составляет около 252,7 тыс. человек, дополнительно к федеральным льготам за счет средств областного бюджета установлено право бесплатного проезда в общественном транспорте, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов, ежемесячная денежная выплата на частичную оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячная денежная выплата гражданам, являющимся абонентами сети фиксированной телефонной связи

 

независимо от типа абонентской линии (проводной линии или радиолинии), и другие льготы.

Региональным льготникам (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими
от политических репрессий), численность которых составляет около            256 тыс. человек, меры социальной поддержки предоставляются по выбору
в денежном выражении (ЕДВ) или натуральной форме.

Около 50 тыс. жителей Кемеровской области - Кузбасса являются получателями пенсии Кузбасса. Минимальный размер пенсии Кузбасса составляет 750 рублей.

В целях повышения уровня материального положения отдельных категорий граждан органами социальной защиты населения Кузбасса реализуются различные меры социальной поддержки, в том числе
в зависимости от нуждаемости граждан предусмотренные федеральными
и региональными нормативными правовыми актами.

Наиболее востребованными мерами социальной поддержки семей
с детьми являются: выплаты в связи с рождением детей (ежемесячная выплата при рождении первого ребенка, ежемесячная денежная выплата
в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей), государственные пособия гражданам, имеющим детей (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком), пособие на ребенка, меры социальной поддержки многодетных семей.

Ежегодно реализуются мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта. Данный вид государственной социальной помощи направлен на повышение стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, в которую они попали.

Почти половина расходов, предусмотренных в бюджете региона на социальную поддержку, направляются на мероприятия, связанные
с поддержкой семьи.

С 01.01.2019 в Кемеровской области - Кузбассе в рамках национального проекта «Демография» реализуется региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», направленный на внедрение механизма финансовой поддержки семей при рождении детей с целью стимулирования рождаемости, создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, финансового благополучия семей с детьми.

Областной материнский (семейный) капитал как дополнительная мера социальной поддержки семей направлен на улучшение жилищных условий семей, в которых после 01.01.2011 родился третий или последующий ребенок. Средства предоставляются независимо от дохода семьи. Распоряжение средствами областного материнского (семейного) капитала
в малоимущих семьях на текущие расходы действующим законодательством не предусмотрено.

С 01.01.2019 в Кемеровской области - Кузбассе в рамках национального проекта «Демография» реализуется региональный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» («Старшее поколение»), направленный на организацию работы по созданию в Кемеровской области - Кузбассе системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

В целом классификация мер социальной поддержки может определяться установленными Федеральным законом от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан.

 

4. Информация о практике применения социального контракта в регионе

Государственная социальная помощь на основании социального контракта в Кемеровской области - Кузбассе оказывается с 2013 года.

Социальный контракт – это пошаговая «дорожная карта» по выводу из малообеспеченности конкретной семьи. То есть в рамках социального контракта обязательства принимает на себя как государство, так и гражданин. Основное условие для заключения социального контракта – это среднедушевой доход семьи на уровне ниже прожиточного минимума.

Социальный контракт заключается с малоимущими семьями и одиноко проживающими гражданами, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности и выйти на постоянный самостоятельный источник дохода. При этом составляется программа социальной адаптации по выходу семьи (гражданина) из трудной жизненной ситуации. Социальный контракт заключается на срок от 3 месяцев до 1 года исходя
из содержания программы социальной адаптации.

Мероприятия программы социальной адаптации направлены:

на реализацию трудового потенциала получателей денежной выплаты на основании социального контракта;

на повышение уровня и качества жизни малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме;

на социальную реабилитацию членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;

на повышение социальной ответственности получателей денежной выплаты на основании социального контракта, снижение иждивенческого мотива их поведения.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта с 2013 по 2019 год оказана более 4,3 тыс. малоимущим гражданам на общую сумму более 31 млн. рублей.

 

Таблица 7

Наименование показателей

2017 год

2018 год

2019 год

Число заключенных социальных контрактов

106

94

298

Численность граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта,      в том числе

507

520

1575

проживающих в городской местности

244

205

653

проживающих в сельской местности

263

315

922

семьи с детьми до 16 лет

255

519

1355

семьи, имеющие в своем составе инвалидов

19

24

120

многодетные семьи

203

327

1197

неполные семьи

147

59

542

Численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате заключения социального контракта, в том числе процентов от общей численности малоимущих граждан

150

81

399

0,04

0,02

0,11

Численность трудоустроенных граждан из числа получателей государственной социальной помощи на основе социального контракта

11

10

60

Численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта

25

48

137

Среднедушевой доход семьи до заключения социального контракта и по окончании срока действия социального контракта, рублей

4673,5

5736

5812

6414,3

6477

7295

 

По состоянию на 31.12.2020 заключено 292 социальных контракта. Объем средств областного бюджета, направленных на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, составил 11665,1 тыс. рублей.

Основным направлением для заключения социального контракта           в Кузбассе является ведение личного подсобного хозяйства (покупка крупного рогатого скота, птицы, кормов и сельхозтехники). Большинство получателей – сельские жители. Особенно это направление важно для обеспечения потребностей многодетных семей в сельской местности.

Заключаются контракты на осуществление предпринимательской деятельности (предоставление услуг по компьютерной графике, открытие коптильни, ведение сварочных работ), на профессиональное переобучение.

С 2021 года сфера применения государственной социальной помощи на основании социального контракта расширится.

Направления оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, включающие программу социальной адаптации, предусматривают следующие мероприятия:

а) по поиску работы;

б) по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования;

в) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования;

д) ведение личного подсобного хозяйства (из средств областного бюджета).

Приоритетными направлениями социального контракта являются поддержка трудоустройства, открытие собственного дела и развитие личного подсобного хозяйства. По этим направлениям планируется заключить в 2021 году более 50% всех социальных контрактов.

С 2021 года на базе Единой государственной системы социального обеспечения (ЕГИССО) планируется ведение электронного реестра заключаемых социальных контрактов, а также мониторинг их исполнения. На следующем этапе, начиная с 2022 года, в ЕГИССО планируется создание единого рабочего места органов социальной защиты (по заключению социальных контрактов и их дальнейшему сопровождению).

III. Цели и задачи

 

Целями региональной программы являются снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года на период до 2030 года и обеспечение темпа устойчивого роста реальных доходов граждан.

Достижение целей региональной программы требует решения следующих основных задач:

повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;

развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;

развитие системы социального контракта.

 


1

 

 

Приложение 1

к региональной программе

«Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в

Кемеровской области – Кузбассе»

 

 

Целевые показатели реализации региональной программы

 

№ п/п

Наимено­вание показате-ля

Ед. изм.

Факт

Оцен-ка

Целевое значение показателя

2017

 

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Цель 1: снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года

1.1

Числен­ность населения с денеж­ными

доходами ниже

величины прожи­точного мини-

мума

про-

цен­тов

14,9

13,9

13,6

14,8

14,4

13,6

 

 

12,9

 

 

12,1

 

 

11,3

 

 

10,4

 

 

9,5

 

 

8,7

 

 

7,9

 

7,0

 

 

1.2

Числен­ность ма­лоиму­щих се-мей, в том числе се-мей, име-ющих детей,

многодет-ных семей,

неполных семей

 

 

 

 

 

се-мей

 

чел./

дети

 

 

 

 

 

16040

 

41860

/

62244

 

 

 

 

 

15819

 

36872

/

56251

 

 

 

 

 

16007

 

34865

/

54790

 

 

 

 

 

17751

 

42800

/

66004

 

 

 

 

 

17715

 

42714

/

65872

 

 

 

 

 

17644

 

42586

/

65674

 

 

 

 

 

17574

 

42416

/

65412

 

 

 

 

 

17503

 

42246

/

65150

 

 

 

 

 

17433

 

42077

/

64889

 

 

 

 

 

17364

 

41909

/

64695

 

 

 

 

 

17294

 

41783

/

64500

 

 

 

 

 

17225

 

41658

/

64307

 

 

 

 

 

17156

 

41533

/

64114

 

 

 

 

 

17087

 

41408

/

63922

1.3

Доля граждан, охвачен­ных госу­дарствен­ной соци­альной помощью на осно­вании

социаль-ного кон-тракта, в общей числен­ности

малоиму­щих граждан

про-

цен­тов

-

-

-

-

5

5,6

6,2

6,8

6,8

6,8

6,8

6,8

6,8

6,8

1.4

Доля граждан, охвачен­ных госу­дарствен­ной соци­альной помощью на осно­вании со­циального контрак-та, средне­душевой доход

которых (средне­душевой доход

семьи которых) уве­личился по окон­чании срока действия

 

 

 

социаль­ного кон­тракта в сравне­нии со средне­душевым доходом этих граждан (семьи) до заклю­чения со­циального

контрак-та, в общей числен­ности граждан, охвачен­ных госу­дарствен­ной соци­альной помощью на осно­вании со­циального контракта

 

про-

цен­тов

-

-

-

-

44,9

48,4

52

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

56,7

1.5

Доля граждан, охвачен­ных госу­дарствен­ной соци­альной помощью на осно­вании со­циального контрак-та, средне­душевой доход ко­торых (средне­душевой доход се­мьи кото­рых) пре­высил ве­личину прожи­точного мини­мума, установ­ленную в

субъекте

 

 

 

Россий­ской Фе­дерации, по окон­чании срока действия социаль­ного кон­тракта, в общей числен­ности граждан, охвачен­ных госу­дарствен­ной соци­альной помощью на осно­вании со­циального контракта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

про-

цен­тов

-

-

-

-

15,7

18

21,5

25

25

25

25

25

25

25

Цель 2: обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан

2.1

Реальная заработ­ная плата работни­ков орга­низаций

про-

цен­тов

105,8

113,0

104,2

100,0

102,2

102,3

102,5

102,5

102,4

102,4

102,5

102,5

102,5

102,4

2.2

Обеспе­чение до­стижения установ­ленных указами Прези­дента Россий­ской

Федера-ции от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 761 и от 28.12.2012 № 1688 показате­лей по­вышения заработ­ной платы отдель­ных кате­горий ра­ботников бюджет­ной сферы,

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средней заработ­ной платы работни­ков обра­зователь­ных учрежде­ний об­щего об­разования к средне­месяч­ному до­ходу от трудовой деятель­ности

 

 

 

про-

цен­тов

99,37

98,72

99,7

106,45

100,56

104,94

104,97

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы работни­ков до­школьных образова­тельных учрежде­ний к средней заработ­ной плате в сфере общего образова­ния

про-

цен­тов

99,37

98,72

100,5

107,07

100,92

104,94

104,97

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы работни­ков учре­ждений дополни­тельного образова­ния к средней заработ­ной плате учителей

 

про-

цен­тов

90,43

100,21

98,8

105,77

101,62

104,94

104,97

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы препода­вателей и мастеров производ­ственного обучения образова­тельных учрежде­ний сред­него про­фессио­нального образова­ния к среднеме­сячному доходу от трудовой деятель­ности

 

 

 

 

 

 

про-

цен­тов

103,06

103,29

104,8

115,0

100,6

104,9

105,0

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы врачей и работни­ков меди­цинских организа­ций, имеющих высшее образова­ние, предо­ставляю­щих ме­дицин­ские услуги, к среднеме­сячному доходу от трудовой деятель­ности

 

 

 

 

 

про-

цен­тов

163,2

193,7

195,5

200,0

200,0

200,0

200,0

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы среднего медицин­ского персонала к средне­месяч­ному до­ходу от трудовой деятель­ности

про-

цен­тов

81,8

97,7

97,6

100,0

100,0

100,0

100,0

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы младшего медицин­ского персонала к целе­вому по­казателю по зара­ботной плате младшего медицин­ского персонала

 

про-

цен­тов

58,0

95,8

92,6

94,9

95,5

95,3

95,1

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы социаль­ных ра­ботников, включая социаль­ных ра­ботников медицин­ских орга­низаций, к средне-месяч-ному доходу от трудовой деятель­ности

про-

цен­тов

80,1

96,2

98,3

100,0

100,0

100,0

100,0

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы работни­ков учре­ждений культуры к средне­месяч­ному до­ходу от трудовой деятель­ности

про-

цен­тов

86,0

102,1

99,6

100,0

100,0

100,0

100,0

-

-

-

-

-

-

-

 

средней заработ­ной платы педагоги­ческих работни­ков, ока­зываю­щих со­циальные услуги детям-си­ротам и детям, остав­шимся без попе­чения ро­дителей, к среднеме­сячному доходу от трудовой деятель­ности

про-

цен­тов

105,98

102,56

102,3

106,45

100,56

104,94

104,97

-

-

-

-

-

-

-

 


Приложение 2

к региональной программе

«Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в

Кемеровской области – Кузбассе»

 

 

 

План мероприятий по достижению целевых показателей

Мероприятия

Ожидаемый результат

Срок реализации

Ответственный

ис­полнитель

Ресурсное

обеспе­чение

 

1

2

3

4

5

6

Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней зара­ботной платы, над темпом роста инфляции

1.1

Проведение индексации зара­ботной платы работников бюд­жетных учреждений,

включая повышение заработной платы отдельных категорий

работников бюджетной сферы

 

Повышение уровня

за­работной платы

До 2030 года, ежегодно

до 2023 года

Исполнительные органы государ­ственной власти Кемеровской обла­сти – Кузбасса от­раслевой и специ­альной компетен­ции,

В соответствии с доведенными лимитами

 

 

 

 

Министерство фи­нансов Кузбасса,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

1.2

Мониторинг показателей уровня погашения задолженности по выплате заработной платы

перед работниками организаций Кузбасса

Снижение просрочен­ной задолженности по выплате заработной платы в организациях Кузбасса

До 2030 года,

ежеквартально

Министерство труда и занятости населения

Кузбасса, исполни­тельные органы государственной власти

Кемеровской области – Кузбасса отраслевой компетенции,

органы местного самоуправления

(по согласованию)

 

 

 

 

Дополнительное ресурсное

обеспечение не требуется

1.3

Заключение регионального трех­стороннего соглашения между Правительством Кузбасса,

Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса и работодателями Кузбасса

Повышение размера минимальной

заработной платы

Раз в три года

Министерство труда и занятости населения

Кузбасса,

Кемеровский

областной союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных ор­ганизаций

Кузбасса»

(по согласованию),

региональное объ­единение работо­дателей

«Кузбасский союз работодателей»

(по согласованию)

Дополнительное ресурсное обес­печение не

требуется

1.4

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональ­ное образование безработных граждан и других категорий граждан в рамках реализации национальных проектов

Недопущение роста уровня безработицы

До 2030 года,

ежеквартально

Министерство труда и занятости населения Кузбасса

В соответствии с доведенными лимитами

1.5

Проведение профориентацион­ных мероприятий с молодежью, направленных на выбор рабочих профессий и специальностей инженерно-технического

профиля

Содействие молодежи в выборе профессии

До 2030 года,

ежеквартально

Министерство труда и занятости населения Кузбасса

В соответствии с доведенными лимитами

1.6

Организация стажировки вы­пускников образовательных

организаций в целях приобретения ими опыта работы

Оказание содействия выпускникам образо­вательных организаций в приобретении опыта работы, в дальнейшем  в трудоустройстве

До 2030 года,

ежеквартально

Министерство труда и занятости населения Кузбасса

В соответствии с доведенными лимитами

1.7

Организация и проведение

ярмарок вакансий (мини-ярмарок, отраслевых, специализированных, межтерриториальных) и учебных рабочих мест

 

 

 

 

 

Оказание содействия гражданам в трудо­устройстве

До 2030 года,

ежеквартально

Министерство труда и занятости населения Кузбасса

В соответствии с доведенными лимитами