О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.05.2017 № 241 «Об утверждении Положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»

№ 5
Дата подписания: 13 января 2021
Дата опубликования: 13 января 2021

ПРАВИТЕЛЬСТВО

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от « 13 » января 2021 г. № 5

г. Кемерово

 

 

О внесении изменений в постановление

Коллегии Администрации Кемеровской области

от 29.05.2017 № 241 «Об утверждении Положения

о муниципальных комиссиях по делам

несовершеннолетних и защите их прав»

 

 Правительство Кемеровской области – Кузбасса п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.05.2017 № 241 «Об утверждении Положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.12.2017 №670, от 05.02.2019 №61) следующие изменения:

1.1. В пункте 3 после слов «Кемеровской области» дополнить словом «- Кузбасса».

1.2. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по вопросам образования и науки) Пахомову Е.А.».

1.3. Положение о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденное постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса (по вопросам образования и науки) Пахомову Е.А.

 

 

                           

 Губернатор

Кемеровской области – Кузбасса                                                                      С.Е. Цивилев

Приложение

к постановлению Правительства

 Кемеровской области – Кузбасса

 от 13 января 2021 г. № 5

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальных комиссиях

по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

1. Общие положения

 

1.1. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются органами местного самоуправления - районные (городские), районные комиссии в городах, осуществляющие деятельность на территориях городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением (город Кемерово, Новокузнецкий городской округ).

Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовую основу деятельности комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты Кемеровской области - Кузбасса, настоящее Положение.

1.2. Деятельность комиссии основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

1.3. Задачами комиссии являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

1.4. Для решения возложенных задач комиссия:

координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области – Кузбасса;

обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

анализирует выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимает меры по их устранению;

утверждает межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

участвует в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;

принимает меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;

принимает меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;

утверждает составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.

 

2. Полномочия комиссии

 

2.1. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

2.1.1. Подготавливает совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Дает согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования.

2.1.3. Дает при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссия принимает совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

2.1.4. Обеспечивает оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия).

2.1.5. Применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области – Кузбасса.

2.1.6. Принимает решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет.

2.1.7. Принимает постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.

2.1.8. Подготавливает и направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Кузбасса отчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.1.9. Рассматривает информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимает решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссии.

2.1.10. Рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции комиссии.

2.1.11. Обращается в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.12. Согласовывает представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:

о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа - не позднее чем за 1 месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;

о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

2.1.13. Дает совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

2.1.14. Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

2.1.15. Координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2.1.16. Утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимает постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики и контролирует их исполнение.

2.1.17. Содействует привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы.

2.1.18. Рассматривает обращения граждан и юридических лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

2.1.19. Изучает деятельность учреждений системы профилактики, вырабатывает рекомендации по ее совершенствованию.

2.1.20. Осуществляет иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области - Кузбасса.

2.2. Комиссия проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

2.2.1. Безнадзорных или беспризорных.

2.2.2. Занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством.

2.2.3. Содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.

2.2.4. Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

2.2.5. Совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности.

2.2.6. Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

2.2.7. Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2.2.8. Совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.

2.2.9. Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

2.2.10. Отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

2.2.11. Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.

2.2.12. Которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора.

2.2.13. Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

2.2.14. Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

2.2.15. Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2.3. Комиссия проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

2.4. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Положения, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.5. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и индивидуальных программ реабилитации и адаптации семьи, находящейся в социально опасном положении.

Указанные программы разрабатываются и реализуются органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при координирующей роли комиссии и включают оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни, перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего (семьи). Программы и отчеты об их исполнении утверждаются комиссией.

Комиссия наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2.2.2, 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8 пункта 2.2 настоящего Положения, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

2.6. Комиссия взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, средствами массовой информации и гражданами по вопросам, связанным с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защитой их прав и законных интересов.

 

3. Обеспечение деятельности комиссии

 

К вопросам обеспечения деятельности комиссии относятся:

3.1. Подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий комиссии.

3.2. Осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии.

3.3. Ведение делопроизводства комиссии.

3.4. Оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию комиссии, при поступлении соответствующего запроса.

3.5. Участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров.

3.6. Участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.7. Организация рассмотрения комиссией поступивших в комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции.

3.8. Осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед комиссией.

3.9. Осуществление сбора и обобщение информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа.

3.10. Обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение комиссии с целью анализа ситуации.

3.11. Подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.12. Организация по поручению председателя комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед комиссией.

3.13. Осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед комиссией.

3.14. Направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, органы местного самоуправления, организации, муниципальные комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

3.15. Обеспечение доступа к информации о деятельности комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

3.16. Осуществление сбора, обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования.

3.17. Подготовка и направление в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Кузбасса справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

3.18. Участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.19. Исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности комиссии по реализации комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области – Кузбасса.

 

4. Состав и порядок работы комиссии

 

4.1. Численный и персональный состав комиссии утверждается органом местного самоуправления.

В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии, штатный специалист (инспектор) и члены комиссии.

Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица.

Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

4.2. Председатель комиссии осуществляет полномочия члена комиссии, предусмотренные подпунктами «а» - «д» и «ж» пункта 4.6 настоящего Положения, а также:

а) осуществляет руководство деятельностью комиссии;

б) председательствует на заседании комиссии и организует ее работу;

в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии;

г) представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

д) утверждает повестку заседания комиссии;

е) назначает дату заседания комиссии;

ж) дает заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии;

и) осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии;

к) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Кемеровской области – Кузбасса;

л) обеспечивает представление в органы государственной власти Кемеровской области - Кузбасса запрашиваемую информацию в установленные сроки;

м) ведет прием граждан;

н) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.

4.3. Заместитель председателя комиссии осуществляет полномочия, предусмотренные подпунктами «а» - «д» и «ж» пункта 4.6 настоящего Положения, а также:

а) выполняет поручения председателя комиссии;

б) исполняет обязанности председателя комиссии в его отсутствие;

в) обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии;

г) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании комиссии.

4.4. Ответственный секретарь комиссии осуществляет полномочия, предусмотренные подпунктами «а», «в» - «д» и «ж» пункта 4.6 настоящего Положения, а также:

а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии;

б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя комиссии;

в) оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии;

г) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

д) обеспечивает вручение копий постановлений комиссии;

е) ведет личный прием граждан.

4.5. Штатный специалист (инспектор) комиссии участвует в организационном и техническом обеспечении деятельности комиссии, в том числе по поручению председателя комиссии:

а) ведет учет и индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в  пункте 2.2 настоящего Положения;

б) ведет индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

в) выполняет иные поручения председателя и заместителя председателя комиссии.

4.6. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие полномочия:

а) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;

б) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

з) выполняют поручения председателя комиссии;

и) информируют председателя комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.

4.7. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, штатного специалиста (инспектора), члена комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:

а) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря, штатного специалиста (инспектора) или члена комиссии) уполномоченным органам (должностным лицам);

б) признание председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря, штатного специалиста (инспектора) или члена комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;

в) прекращение полномочий комиссии;

г) увольнение председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря, штатного специалиста (инспектора) или члена комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав комиссии;

д) отзыв (замена) председателя комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря, штатного специалиста (инспектора) или члена комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в ее состав;

е) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем комиссии (заместителем председателя, ответственным секретарем, штатным специалистом (инспектором) или членом комиссии) своих полномочий;

ж) по факту смерти.

4.8. При прекращении полномочий председатель комиссии (заместитель председателя, ответственный секретарь, штатный специалист (инспектор) или член комиссии) исключаются из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с подпунктами «б» (в части признания лица, входящего в состав комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, умершим), «в» и «ж» пункта 4.7 настоящего Положения.

Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области - Кузбасса.

4.9. Заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы не реже 2 раз в месяц.

Предложения в проект плана работы комиссии вносятся в комиссию ее членами в письменной форме в сроки, определенные председателем комиссии или постановлением комиссии.

4.10. Предложения по рассмотрению вопросов на заседании комиссии должны содержать:

а) наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании комиссии;

б) информацию об органе (организации, учреждении), и (или) должностном лице, и (или) члене комиссии, ответственных за подготовку вопроса;

в) перечень соисполнителей (при их наличии);

г) срок рассмотрения на заседании комиссии.

4.11. Предложения в проект плана работы комиссии могут направляться членам комиссии для их предварительного согласования.

4.12. Проект плана работы комиссии формируется на основе предложений, поступивших в комиссию, по согласованию с председателем комиссии выносится для обсуждения и утверждения на заседании в конце года, предшествующего году реализации плана работы комиссии.

4.13. Изменения в план работы комиссии вносятся на заседании комиссии на основании предложений лиц, входящих в ее состав.

4.14. Члены комиссии, должностные лица органов и учреждений системы профилактики, а также иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, органов местного самоуправления и организаций, которым во исполнение плана работы комиссии поручена подготовка соответствующих информационных материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии, несут персональную ответственность за качество и своевременность их представления.

4.15. Информационные материалы по вопросам, включенным в повестку заседания комиссии, представляются в комиссию органами (организациями, учреждениями), должностными лицами, членами комиссии, ответственными за их подготовку, в соответствии с планом работы комиссии не позднее чем за 10 дней до дня проведения заседания и включают в себя:

а) справочно-аналитическую информацию по вопросу, вынесенному на рассмотрение;

б) предложения в проект постановления комиссии по рассматриваемому вопросу;

в) особые мнения по представленному проекту постановления комиссии, если таковые имеются;

г) материалы согласования проекта постановления комиссии с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики, иными государственными органами и органами местного самоуправления;

д) иные сведения, необходимые для рассмотрения вопроса.

4.16. В случае непредставления материалов в установленный настоящим Положением срок или их представления с нарушением требований к данным материалам вопрос может быть снят с рассмотрения либо перенесен для рассмотрения на другое заседание в соответствии с решением председателя комиссии.

4.17. Повестка заседания, проекты постановлений по вопросам, включенным в повестку заседания, и соответствующие материалы по данным вопросам направляются членам комиссии не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения заседания.

4.18. Члены комиссии и иные участники заседания, которым направлены повестка заседания, проект постановления и иные материалы, при наличии замечаний и предложений представляют их в комиссию до начала проведения заседания.

4.19. О дате, времени, месте и повестке заседания комиссии извещается прокурор.

4.20. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

4.21. На заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии.

4.22. Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

4.23. При голосовании член комиссии имеет один голос и голосует лично. Член комиссии вправе на заседании комиссии довести до сведения членов комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания комиссии.

4.24. Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии.

В протоколе заседания комиссии указываются:

а) наименование комиссии;

б) дата, время и место проведения заседания;

в) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;

г) повестка дня;

д) отметка о способе документирования заседания коллегиального органа (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);

е) наименование вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, и ход их обсуждения;

ж) результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии;

з) решение, принятое по рассматриваемому вопросу.

4.25. К протоколу заседания комиссии прилагаются материалы докладов по вопросам, рассмотренным на заседании комиссии, справочно-аналитическая и иная информация (при наличии).

4.26. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

4.27. Комиссия принимает решения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются:

а) наименование комиссии;

б) дата;

в) время и место проведения заседания;

г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;

д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

ж) содержание рассматриваемого вопроса;

з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

4.28. Постановления комиссии направляются членам комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

4.29. Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

4.30. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

4.31. Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.32. Комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.

 

5. Создание и осуществление деятельности комиссий

городских округов с внутригородским делением

 

5.1. Комиссии в городских округах с внутригородским делением, а именно в городе Кемерово, Новокузнецком городском округе, создаются по решению администрации соответствующего муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса.

5.2. Комиссии города Кемерово, Новокузнецкого городского округа:

осуществляют задачи, предусмотренные пунктом 1.3 настоящего Положения, а также оказывают методическую помощь, осуществляют информационное обеспечение и контроль за деятельностью районных комиссий;

осуществляют полномочия, предусмотренные подпунктами 2.1.8, 2.1.14, 2.1.19 пункта 2.1 настоящего Положения.

 

6. Рассмотрение материалов в отношении

несовершеннолетнего, его родителей или иных законных

представителей

 

6.1. Порядок рассмотрения материалов.

6.1.1. Комиссия рассматривает материалы (кроме дел об административных правонарушениях) в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей:

по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;

по собственной инициативе;

по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы;

по постановлениям органов внутренних дел или следственного комитета, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

по прекращенным уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, или об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении указанной категории несовершеннолетних; материалы, переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6.1.2. На заседании комиссии необходимо присутствие несовершеннолетнего, в отношении которого рассматриваются материалы, его родителей (законных представителей), а в необходимых случаях - педагога и других лиц по усмотрению комиссии.

Материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) могут быть рассмотрены в их отсутствие лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если таковое ходатайство оставлено без удовлетворения.

6.1.3. В ходе рассмотрения материалов комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.

6.1.4. При рассмотрении материалов, связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства дела, выяснить причины указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

6.2. Сроки рассмотрения материалов комиссией.

Поступившие в комиссию материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, должны быть рассмотрены в срок, установленный Федеральным законом от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Поступившие в комиссию материалы по делам об административных правонарушениях должны быть рассмотрены в сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные поступившие в комиссию материалы должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их поступления. Срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 1 месяц по мотивированному постановлению комиссии в случае уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей) от явки на заседание комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.

6.3. Решения, принимаемые комиссией.

6.3.1. Комиссия после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

применить меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством;

прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях);

отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

передать дело в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.

В случае освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности при малозначительности совершенного им административного правонарушения комиссия может принять решение о применении к нему мер воздействия, предусмотренных действующим законодательством.

6.3.2. Решения комиссии оформляются постановлениями, подписываются председательствующим на заседании, ответственным секретарем и являются обязательными для исполнения.

6.4. Копия постановления комиссии в течение 3 дней вручается либо высылается почтовым отправлением лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.

6.5. Представление комиссии.

В целях устранения причин и условий безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседании комиссии, комиссия вносит в органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующие представления.

Должностные лица органов и организаций, указанных в настоящем пункте, в течение 1 месяца со дня получения представления комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

7. Меры воздействия, применяемые комиссией

к несовершеннолетним, родителям (законным представителям)

 

7.1. Меры воздействия, применяемые комиссией к несовершеннолетним.

По результатам рассмотрения материалов (дела) в отношении несовершеннолетнего комиссия с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного деяния может применить следующие меры воздействия:

предупредить о недопустимости антиобщественного поведения;

объявить замечание;

объявить выговор или строгий выговор;

обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального вреда;

принять решение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетнего в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающегося в специальном педагогическом подходе, в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самого несовершеннолетнего в случае достижения им возраста 14 лет;

передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) в целях обеспечения его надлежащего поведения;

ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

При вынесении постановления о применении меры воздействия к несовершеннолетнему за совершение правонарушения комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы службами, осуществляющими профилактику правонарушений и преступлений.

7.2. Меры воздействия, применяемые комиссией к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних.

К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не выполняющим обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссия может применить следующие меры воздействия:

объявить замечание;

предложить возместить материальный вред, причиненный несовершеннолетним;

обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей (законных представителей), а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего;

обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав.

 

8. Обжалование постановления или представления комиссии

 

Постановление или представление, принятое комиссией по рассмотренным материалам, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, его законными представителями, защитником или представителем, а также потерпевшим в образовавший данную комиссию орган, прокуратуру или суд.

Постановление или представление комиссии может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня вручения или получения копии постановления либо представления. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение соответствующего постановления или представления.

Обжалование постановления или представления комиссии в прокуратуру или суд осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Скачать документ