Об утверждении Долговой политики   Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

№ 727
Дата подписания: 13 ноября 2020
Дата опубликования: 16 ноября 2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от « 13 » ноября 2020 г. № 727-р

г. Кемерово

 

Об утверждении Долговой политики

Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год

и на плановый период 2022 и 2023 годов

 

 

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Кемеровской области – Кузбасса:

1.   Утвердить прилагаемую Долговую политику Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

2.   Признать утратившим силу распоряжение Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 17.10.2019 № 643-р «Об утверждении Долговой политики Кемеровской области – Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

3.   Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса».

4.   Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области – Кузбасса – министра финансов Кузбасса Малахова И.Ю.

5.   Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2021.

 

 

 

 И.о. Губернатора

Кемеровской области - Кузбасса         В.Н. Телегин

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Кемеровской области – Кузбасса

 от 13 ноября 2020 г. № 727-р

 

Долговая политика Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год

и на плановый период 2022 и 2023 годов

 

Долговая политика Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Долговая политика) неразрывно связана с налоговой и бюджетной политикой, ее разработка и реализация направлены на решение задач по обеспечению потребностей в источниках заемного финансирования дефицита областного бюджета в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств на уровне, исключающем их неисполнение в экономических условиях, складывающихся на фоне распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Основные направления Долговой политики устанавливают факторы, определяющие характер, цели, задачи и инструменты ее реализации, анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Кемеровской области – Кузбасса (далее - государственный долг), а также иные положения, установленные в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в регионе.

 

1.             Итоги реализации Долговой политики за 2019 год

и истекший период 2020 года

 

В 2019 году государственный долг сократился на 139,1 млн. рублей и составил на 01.01.2020 33 238,34 млн. рублей, или 26,3 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

В течение 2019 года было погашено 814,1 млн. рублей по бюджетным кредитам и 325,0 млн. рублей по иным долговым обязательствам.

 В сентябре 2019 года была предоставлена государственная гарантия Кемеровской области на сумму 1 000,0 млн. рублей Некоммерческой организации «Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области» в целях ведения строительства на территории Кемеровской области.

В связи с ожидаемым сокращением поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет, обусловленным затяжным кризисом в угольной отрасли и замедлением экономической активности в несырьевых отраслях экономики, вызванным введением ограничительных мер в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, начиная с сентября 2020 года наблюдается рост государственного долга. Объем государственного долга по итогам 2020 года ожидается порядка 57 492,2 млн. рублей. Рост произойдет за счет привлечения кредитов кредитных организаций и переносом сроков погашения бюджетных кредитов, предоставленных Кузбассу из федерального бюджета.

Весомые изменения в структуре государственного долга в
2020 году произошли в связи изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательства субъекта Российской Федерации в иностранной валюте независимо от сроков их возникновения признаны государственным внешним долгом.

Таким образом, на 01.10.2020 структура государственного долга выглядит следующим образом:

государственный долг – 39 238,3 млн. рублей:

внутренний государственный долг – 32 190,5 млн. рублей, в т.ч.:

государственные ценные бумаги – 9 000 млн. рублей,

бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 16 190,5 млн. рублей,

кредиты, привлеченные от кредитных организаций – 6 000 млн. рублей,

государственные гарантии – 1 000 млн. рублей;

внешний государственный долг – 7 047,8 млн. рублей (или 236 947,04 долл. США по фиксированному курсу 33,62 рубля).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура государственного долга за 2019-2020 годы, млн. рублей

 

 

 

В 2020 году в целях снижения долговой нагрузки регион принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах. В Правила проведения реструктуризации бюджетных кредитов были внесены изменения, предусматривающие продление в 2020 году периода погашения ранее реструктурированных обязательств со следующим порядком погашения задолженности:

в 2020 году освобождение от погашения задолженности;

в 2021-2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно (814, 12 млн. рублей);

в 2025-2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения (2 279, 53 млн. рублей).

Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых.

В течение 2019-2020 годов органами государственной власти Кемеровской области – Кузбасса в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Кемеровской области – Кузбасса, эффективного использования бюджетных средств, обеспечения сбалансированности бюджета Кемеровской области – Кузбасса и снижения уровня государственного долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов областного бюджета и совершенствованию Долговой политики региона в рамках Программы финансового оздоровления Кемеровской области – Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 № 429-р.

Репутацию Кемеровской области – Кузбасса как надежного заемщика 14.07.2020 подтвердило Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА). Кредитный рейтинг Кемеровской области – Кузбасса установлен на уровне А-(RU), прогноз «Стабильный», и кредитный рейтинг облигаций региона – на уровне А-(RU).

В рейтинге среди субъектов России по объему государственного долга за первые 7 месяцев текущего года Кузбасс улучшил показатель по отношению объема государственного долга к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, несмотря на то, что в абсолютном выражении государственного долга ситуация немного ухудшилась.

Место Кузбасса среди субъектов Российской Федерации представлено ниже.

 

Рейтинг Кемеровской области – Кузбасса

по объему государственного долга

 

Показатели

2019 год

2020 год

(на 01.08.2020)

Рейтинг Кемеровской области – Кузбасса в абсолютном выражении государственного долга

18

21

Рейтинг Кемеровской области – Кузбасса по долговой нагрузке

61

55

 

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все субъекты Российской Федерации делятся на группы заемщиков по уровням долговой устойчивости начиная с
2020 года.

Оценка значений показателей долговой устойчивости Кемеровской области – Кузбасса проводилась Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2020 № 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации». В соответствии с классификацией субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости в 2020 году, опубликованной на сайте Министерства финансов Российской Федерации, Кузбасс отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

 

Динамика основных показателей, характеризующих государственный долг в 2019-2020 годах

Показатели

2019 год

2020 год

(ожидаемое исполнение)

Объем государственного долга на конец года, млн. рублей

33 238,3

57 492,2

Прирост государственного долга,
млн. рублей

-139,2

24 253,9

Темп роста государственного долга к предыдущему периоду, процентов

99,6

173,0

Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов

26,3

57,0

Отношение объема «рыночного» долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов

7,1

33,4

Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей

826,4

1 060,7

Темп роста расходов на обслуживание государственного долга к предыдущему периоду, процентов

72,3

128,4

 

2.   Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2021-2023 годы

 

Основными факторами, определяющими характер Долговой политики области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов, являются:

ухудшение экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, замедление темпов экономического роста и, как следствие, резкое снижение доходной базы областного бюджета;

необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов;

необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Кемеровской области – Кузбасса, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 №122-ОЗ;

замедление экономической активности в несырьевых отраслях экономики, вызванное введением ограничительных мер в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции;

необходимость сохранения позиции в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего в соответствии с системой оценки Министерства финансов Российской Федерации;

изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;

реализация плана основных мероприятий по развитию экономики и социальной сферы Кемеровской области в рамках подготовки к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса, плана праздничных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, в области культуры, спорта и туризма, плана информационных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2018 № 499 «О праздновании 300-летия образования Кузбасса» и распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018 № 482-р «О подготовке к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса».

В связи с этим основными направлениями Долговой политики являются:

управление государственным долгом, направленное на оптимизацию его структуры (посредством систематического отбора форм заимствований) и объема, позволяющих Кузбассу относиться к группе заемщиков с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;

управление государственным долгом, направленное на снижение стоимости заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств;

формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.

 

3.                   Цели и задачи Долговой политики

 

Целями Долговой политики являются проведение взвешенной политики в области государственных заимствований и формирование оптимальной структуры государственного долга, а также:

отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;

обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

обеспечение привлечения в областной бюджет рыночных заимствований по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;

поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Долговой политики являются:

1) поддержание экономически обоснованного объема государственного долга для сохранения позиции области в группе субъектов Российской Федерации с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;

2) обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Кемеровской области – Кузбасса;

3) осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Кемеровской области – Кузбасса;

4) обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;

5) управление рисками, связанными с осуществлением заимствований;

6) поддержание репутации Кемеровской области – Кузбасса в качестве надежного заемщика.

 

4.             Инструменты реализации Долговой политики

 

В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости областного бюджета Кемеровской области – Кузбасса в 2021-2023 годах будет продолжена реализация плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов бюджета и совершенствованию Долговой политики.

В 2021-2023 годах основным источником финансирования дефицита областного бюджета останутся государственные заимствования. Учитывая то, что предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации не предусмотрено в законе о федеральном бюджете, главными инструментами заимствований будут являться кредиты кредитных организаций и государственные ценные бумаги.

Привлечение кредитов кредитных организаций будет осуществляться на конкурсной основе по итогам проведения электронных аукционов в соответствии с действующим законодательством.

Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалось своевременное финансирование первоочередных расходов, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной, не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.

 

Основными мероприятиями Долговой политики являются:

планирование государственных заимствований исходя из графиков погашения существующих долговых обязательств и исполнения кассового плана;

мониторинг соответствия размера дефицита областного бюджета и показателей долговой устойчивости Кемеровской области – Кузбасса ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств;

проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;

выполнение Программы финансового оздоровления Кемеровской области – Кузбасса на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 № 429-р;

эффективное управление временно свободными средствами областного бюджета Кемеровской области – Кузбасса;

использование бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;

объявление моратория на предоставление государственных гарантий Кемеровской области – Кузбасса до 01.01.2024;

привлечение среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) преимущественно в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета;

привлечение долгосрочных заемных средств (более пяти лет) преимущественно в виде эмиссии государственных ценных бумаг на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета.

 

5.          Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

 

Основными рисками при управлении государственным долгом являются:

риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Кемеровской области – Кузбасса и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;

риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;

рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;

операционный риск – риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;

риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;

риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были обеспечены государственной гарантией Кемеровской области – Кузбасса;

риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области – Кузбасса перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным в 2015-2017 годах.

Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:

достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;

планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;

принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;

мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии;

утверждение квалификационных требований государственных гражданских служащих, ответственных за управление государственным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;

учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;

минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;

постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.

 

6. Сведения о показателях (индикаторах) реализации мероприятий Долговой политики

 

Основные мероприятия Долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач Долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.

п/п

Наименование показателя (индикатора)

2021 год

2022 год

2023 год

1

Отношение общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета Кемеровской области – Кузбасса без учета безвозмездных поступлений

 

100%

 

100%

 

100%

2

Отношение объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к сумме доходов бюджета Кемеровской области – Кузбасса без учета безвозмездных поступлений

 

 

50%

 

 

50%

 

 

50%

3

Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов бюджета Кемеровской области – Кузбасса, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

 

 

3,2%

 

 

 

3,2%

 

 

 

3,2%

4

Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

18%

 

 

 

 

 

 

18%

 

 

 

 

 

 

18%

 

Скачать документ